Інтеграція фінансових ринків країн СНД

Мировая биржевая индустрия претерпевает серьезные изменения. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением бирж, изменением принципов ведения бизнеса. Одна из основных тенденций развития биржевых институтов заключается в их интернационализации.  Причины этих процессов видятся в резко усилившемся процессе глобализации и консолидации традиционного биржевого бизнеса в условиях возросшей конкуренции. Технологические возможности и необходимость выдерживать натиск конкурентов заставляют биржи выходить за национальные рамки и предлагать свои услуги на внешнем рынке. Конкурируя с брокерскими электронными системами, биржи отказываются от традиционных форм работы как “закрытых клубов”, существующих за счет взносов участников. Они все больше превращаются в финансовые центры, которые предоставляют услуги практически любым участникам, выразившим готовность пользоваться этими услугами.

Происходящие сегодня в мировой экономике интеграционные процессы коренным образом изменили окружающий нас мир. Все сильнее проявляется стремление различных стран к объединению усилий и ресурсов в таких важнейших областях, как развитие промышленности, науки, образования, здравоохранения и многих других. Интеграционные процессы не могли не затронуть и валютно-финансовую сферу. В качестве иллюстрации можно привести растущую взаимосвязь европейских экономик, следствием чего стал интегрированный и эффективный европейский рынок капитала. Результатом евроинтеграции стали введение единой европейской валюты, образование биржевых альянсов, слияние ряда крупных корпораций в странах региона. Однако это всего лишь наиболее яркие проявления наблюдаемой в последние годы тенденции перехода к интеграции. Существует еще целый ряд факторов, которые указывают на то, что в предстоящие годы объединительные тенденции в области валютно-финансовых отношений окажутся преобладающими не только в Европе, но и в других регионах мира.

Вступив на путь интеграции в мировую экономику, перед выбором той или иной модели региональной финансовой интеграции стоят и страны СНГ. На мой взгляд, неизбежность такой интеграции, о которой в последние годы все чаще заявляют политики стран Содружества, в силу ряда объективных причин позволяет более внимательно взглянуть на теоретические аспекты финансовой интеграции. Прежде всего необходимо исходить из того, что в той или иной степени все страны региона СНГ нуждаются в такой интеграции. При этом она не может быть построена просто на декларативном учреждении каких-либо межстрановых ведомств и наднациональных структур, так как ее главной предпосылкой является рост товарооборота между странами СНГ. Обращение товаров и услуг в свою очередь порождает рост спроса на свободный обмен валюты, что подразумевает и свободу обращения капитала в регионе. Таким образом, становится очевидным, что именно валютные и денежные рынки будут в будущем оказывать возрастающее влияние на движение товарных и финансовых потоков в Содружестве. Неслучайно, что именно валютные рынки и рынки капитала по масштабам операций превосходят другие сегменты финансовых рынков, тем самым влияя на межгосударственные экономические отношения.

Становится все более очевидным, что СНГ как самостоятельная и авторитетная региональная структура состоится только при условии эффективной экономической интеграции. И тут проявления политической воли к интеграции уже недостаточно. Во-первых необходима согласованная курсовая политика с целью ограничения взаимных колебаний курсов национальных валют и содействия перетоку капитала между странами. Несмотря на поступательный рост вовлеченности национальных экономик в экономические отношения с другими странами СНГ, между государствами Содружества пока наблюдается низкий уровень координации денежно-кредитной политики. Во-вторых, следует учитывать, что в условиях отсутствия единой системы котирования национальных валют стран СНГ большая часть взаимных расчетов производится в СКВ. В-третьих, налицо слишком неравномерное развитие национальных фондовых рынков в странах СНГ — в некоторых странах наблюдается высокая капитализация этого сегмента, в других, наоборот, низкая ликвидность, а третьих слишком узким является круг финансовых инструментов. В результате всего вышеизложенного растущий корпоративный сектор имеет ограниченный доступ к финансовым ресурсам рынка капитала. Именно поэтому создание международных секторов на национальных рынках стран СНГ может стать своеобразным мостом как между страновыми рынками, так и между национальными и мировым рынками капитала. Это позволит существенно расширить набор финансовых инструментов и предоставит предприятиям реального сектора, банкам и финансовым компаниям государств СНГ новые возможности для привлечения и инвестирования капитала.

В то же время одним из условий продвижения к интегрированному рынку капиталов должно стать создание интегрированного валютного рынка стран СНГ, когда наряду с операциями в СКВ на национальном уровне станет возможной прямая конвертация национальных валют стран — участниц Содружества. Такая модель интеграции рынков валюты и капитала эффективно дополнит национальные рынки. Особенно те национальные рынки, где банковский сектор еще не уступил свое первенство в качестве механизма перераспределения финансовых средств фондовому сегменту. Помимо этого, интеграция рынков капитала и валюты позволит ограничить неблагоприятное воздействие внешних факторов посредством создания совместных антикризисных механизмов.

Уверен, что в результате существенно расширится набор финансовых инструментов, благодаря чему банки, финансовые компании и предприятия реального сектора государств СНГ получат дополнительные возможности для привлечения и инвестирования капитала. Стоит отметить, что для функционирования интегрированных рынков капитала и валюты практически не нужна унификация законодательных актов, необходимо лишь согласовать базовые принципы регулирования конвертационных операций, а также механизмы взаимодействия регуляторов. Это не потребует внесения изменений в действующее законодательство.

Для развития национальных рынков капитала, в том числе и посредством их региональной интеграции, необходимы хорошо организованные и технологичные биржевые рынки. Пожалуй, это является базовым условием интеграции национальных экономик и финансовых рынков. Организованная биржевая торговля — институт, насчитывающий вековую историю. И роль бирж значительно возрастает в периоды финансовых кризисов, когда необходимо оградить национальную экономику от резких колебаний и противостоять стихийности неорганизованного рынка. В таких случаях возможности своевременного реагирования на кризисные явления у государства значительно расширяются. Одним из примеров такой ситуации служит организация валютной биржи в Азербайджане. Получив независимость и введя в обращение национальную валюту, наша страна, как и другие бывшие республики СССР, столкнулась с проблемой поддержания стабильности своей валюты. Для борьбы с валютно-финансовым кризисом и нормализации экономической ситуации была организована валютная биржа. Прошли годы успешного развития азербайджанской экономики, минимизированы риски кризисных явлений, а идея развития именно организованной торговли на финансовых рынках не утратила своей привлекательности. Безусловно, свою роль в этом сыграла техническая революция. Электронная торговая площадка, в которую превратилась за эти годы BBVB, отличается от традиционной высокой степенью автоматизации торгового процесса. Но по-прежнему целый ряд биржевых механизмов направлен на то, чтобы не допустить умышленного или случайного искажения рыночных цен, паники на финансовом рынке. Иными словами, наличие биржевой торговли делает рынок более прозрачным и позволяет оперативно отслеживать происходящие на нем процессы. В связи с этим весьма поучителен опыт стран ЕС в области совместного решения денежно-финансовых проблем, где наряду с достаточно высоким уровнем финансового законодательства уделялось внимание развитию биржевых инфраструктур и эффективному регулированию финансовых, в том числе биржевых, рынков.

Очевидно, что мировые тенденции в развитии биржевого дела оказывают значительное влияние на деятельность финансовых институтов в Азербайджане и большинстве стран СНГ. Открытость национальных финансовых рынков вплотную приблизилась к уровню, характерному для ведущих промышленно развитых стран мира. Однако в большинстве государств Содружества этот процесс либерализации опережает развитие финансовых институтов, в том числе и биржевых центров. В результате финансовые рынки СНГ открыты для конкурентов извне, хотя в инфраструктурном плане они гораздо слабее, чем аналогичные рынки в странах Запада. В условиях глобализации мировых финансов зарубежные биржевые альянсы проявляют значительный интерес к рынкам СНГ. В связи с этим стоит констатировать факт активного привлечения западными биржевыми структурами эмитентов из Азербайджана, России, Казахстана, Украины. Поэтому региональная интеграция в СНГ приобретает для стран Содружества особое значение, так как позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательные последствия глобализации, сохранить естественную внутреннюю среду того или иного региона, закрыть уязвимые места и превратить региональную специфику в конкурентное преимущество. Для стран СНГ интеграция осталась едва ли не единственным легальным способом защитить внутреннее пространство от гораздо более сильных конкурентов, приостановить распространение на него международных “правил игры”, отвечающих исключительно интересам лидеров. Это очень важно для ослабленных рынков СНГ, которым очень трудно выдержать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и занять достойное место в мировой финансовой системе. Ведь каждой из стран предстоит создать емкий, интегрированный национальный финансовый рынок с полным объемом инструментов, присущих рынкам высокоразвитых государств. И если на Западе подобные рынки формировались многие десятилетия, то в СНГ их приходится создавать в очень короткие сроки. Таким образом, интеграция финансовых рынков нужна странам СНГ, поскольку у них имеются цели, реализовать которые поодиночке неизмеримо сложнее, чем сделать это совместными усилиями. Соответственно возрастает и потребность в углублении взаимодействия бирж стран СНГ и координации их работы, что будет способствовать росту оборотов и повышению ликвидности.

Полагаю, что многие биржи в странах СНГ уже доказали свою способность консолидировать национальные финансовые рынки. Сейчас биржевые институты располагают необходимыми технологическими возможностями для налаживания регионального финансового взаимодействия. На мой взгляд, в самой деятельности бирж уже заложено стремление к интеграции, и оно связано с необходимостью объединения финансовых рынков для увеличения их ликвидности. Доказательством тому стали многочисленные международные и региональные биржевые альянсы, объединения, союзы, среди которых в регионе СНГ можно отметить Международную ассоциацию бирж (МАБ) Содружества. Биржи — члены МАБ обладают солидным потенциалом, который может быть использован для интеграции рынков. Само понимание объективной необходимости консолидации финансовых рынков побудило их учредить МАБ. Главная цель Ассоциации, одним из соучредителей которой является и BBVB, — это формирование единого биржевого пространства и достижение равноправного сотрудничества с западными биржевыми площадками. Это ускорит решение задачи модернизации экономик стран Содружества и повысит их конкурентоспособность на международном рынке. Создание механизма единого рынка в будущем станет важнейшей предпосылкой вхождения стран СНГ в число наиболее динамично развивающихся регионов мира.

В то же время сотрудничество бирж ряда стран СНГ в МАБ следует рассматривать как альтернативу доминирования так называемых “западных денег” в кредитовании банков и реального сектора развивающихся экономик стран Содружества. Наглядным примером является ситуация, сложившаяся на финансовом рынке Азербайджана, где удельный вес банковской системы с активами на уровне 11 млрд долл. в капвложениях в национальную экономику составляет немногим более 3%. Одной из причин столь низкого показателя финансового посредничества, несомненно, является сама стоимость денег, которая на внутреннем рынке выше, чем у западных кредиторов. В то же время наблюдаемые с 2007 г. кризисные явления в мировой экономике в условиях тесной вовлеченности внутренних рынков капитала в мировой уже ударили по банковским системам России и Казахстана. Это вновь заставляет нас задуматься об уязвимости, которую можно устранить посредством развития национальных рынков капитала и их региональной интеграции.

Уже сейчас под эгидой МАБ СНГ в первую очередь разрабатываются проекты объединения электронных торговых систем, реализация которых в будущем позволит решить задачу организации интегрированного рынка капиталов,  взаимных котировок, проведения операций по купле-продаже национальных валют, обеспечению взаимных расчетов в них. Использование современных электронных и интернет-технологий значительно упрощает и облегчает этот процесс. С другой стороны, организованная форма межбанковского рынка обладает сразу несколькими неоспоримыми преимуществами, включая централизацию проведения операций, равный и демократичный доступ на рынки для банков и их клиентов, техническую стандартизацию, унификацию проведения сделок, а также гарантированное осуществление расчетов. Кроме того, биржевая торговля является удобным механизмом осуществления государственного регулирования и мониторинга сразу нескольких национальных финансовых рынков.

Учреждение МАБ и развитие горизонтального сотрудничества между ключевыми биржами в СНГ можно считать первым этапом зарождения интегрированного финансового рынка. На данном этапе BBVB уже заключила двусторонние меморандумы и соглашения с такими биржевыми институтами, как ММВБ, KASE, MoldSE, ТМВБ. В них стороны договорились о стратегическом сотрудничестве с целью развития финансовых рынков стран, которые они представляют, создания условий для сближения механизмов их функционирования и формирования единого интегрированного биржевого пространства. Эти соглашения, прежде всего, предусматривают активный информационный обмен текущими данными и аналитическими материалами, а также технологическими стандартами биржевых систем. Кроме того, изучаются возможности унификации технологической базы торгов и расчетов. В частности, представляется возможной модернизация деятельности национальных финансовых центров на базе ряда крупных бирж СНГ. Они могут выступить в качестве организаторов единого биржевого рынка капитала, участниками которого станут не только коммерческие банки, но и центральные (национальные) банки. Немаловажно, чтобы национальные участники торгов получали доступ к единому биржевому рынку капитала именно в качестве членов своей биржи. При этом как ядро единой торговой системы может быть использована электронная торговая система одной из вышеупомянутых бирж. В технологическом аспекте следует согласовать полномочия администратора объединенной системы, роль которого может выполнять одна из бирж или специально уполномоченная организация. В его задачи входит обеспечение многосторонних  торгов, расчет конечных платежных обязательств национальных торговых площадок, формирование итоговых нетто-обязательств национальных организаторов торгов и их участников. В то же время для минимизации рисков предпочтительнее использовать универсальный принцип “поставка против платежа”, что на первом этапе должно полностью гарантировать участникам выполнение заключенных сделок.

Однако самого формулирования организационно-технических принципов интеграции рынков, их согласования между биржами, технического перевооружения бирж, а также обоснования формирования интегрированного рынка пока мало. Необходимо на уровне деловых сообществ и на правительственном уровне предпринять решительные и согласованные действия для перехода от теории построения общего финансового рынка в СНГ к практическим шагам по достижению этой цели. Сегодня, когда нет альтернативы международной экономической интеграции, нет альтернативы и экономической интеграции в рамках СНГ, что подразумевает создание сильного альянса бирж, отвечающего главным требованиям глобализации.

Поширити: