ProZorro. Угоди на 2,4 млрд грн. Суперечливі тендери Укрзалізниці можуть привести до техдефолту компанії (UBR)

У найближчі дні закінчується термін подання тендерних пропозицій щодо закупівлі коліс для вагонів і бандажів для АТ «Українська залізниця» на 2,4 млрд грн. Це один з найбільш суперечливих тендерів, який має намір здійснити «Укрзалізниця».

Аналітики вбачають в даній закупівлі ряд корупційних складових, звертаючи при цьому увагу на недоцільність її проведення. Крім того, ця сумнівна на думку деяких експертів операція може виконати роль спускового механізму і спровокувати ланцюг подій, за якими послідує технічний дефолт АТ «Українська залізниця» ( «Укрзалізниця», УЗ), про можливість якого ще недавно говорив міністр інфраструктури Владислав Криклій.

Если учесть, насколько серьезно еще 2 месяца назад обсуждалась возможность дефолта Украины вследствие технического дефолта ДТЭК, не стоит сомневаться, что в случае с «Укрзализныцей» эта тема получит новое развитие.

Спешка оправдана

Два тендера – на поставку цельнокатаных колес (на 1,9 млрд грн) и на поставку черновых бандажей (на 505 млн грн) – были объявлены 28 мая этого года филиалом «Центр обеспечения производства» УЗ. Поставки в соответствии с тендерной документацией предполагается осуществить до 31 декабря 2022 года – т.е. речь идет о долгосрочном контракте почти на 2,5 года.

Все тендерные предложения должны быть поданы до 3 июля по колесам и до 6 июля по бандажам. Аукционы должны пройти 10 и 11 августа соответственно. Таким образом, «Укрзализныця» предоставила всем потенциальным участникам немногим более месяца для подготовки тендерных предложений – столь небольшой срок, с учетом масштабности закупок, заставляет задуматься о причине спешки.

В рамках данного тендера предполагается закупка 47871 шт. цельнокатаных колес диаметром 957 с диаметром ступицы 175 мм и 6990 шт. цельнокатаных колес диаметром 957 с диаметром ступицы 190 мм (все – ГОСТ 10791). Т.е. всего речь идет о 54861 шт. колес. Данные типы колес используются в пассажирских и грузовых вагонах; а колеса с увеличенным диаметром ступицы 190 мм предназначены для транспортировки сверхтяжелых грузов и устанавливаются только на грузовые вагоны. Важно уточнить, что данные типы колес в силу конструктивных особенностей не могут быть установлены на локомотивы.

Что касается бандажей, то по второму тендеру предполагается их поставка в количестве 20400 шт. Речь идет о бандажах пяти различных типов. Бандаж в данном случае – это стальной обод, надеваемый на колеса для увеличения их прочности или уменьшения износа. Предполагается, что в процессе ремонта со старых колес будут сняты изношенные бандажи и установлены новые, т.е. речь идет о ремонте 20400 колес.

Любопытно, что в апреле текущего года «Укрзализныця» уже провела аналогичные тендеры и по их результатам подписала контракт на закупку у предприятий НПГ «Интерпайп» колес и бандажей почти на 200 млн грн. Аналитики обращают внимание на тот факт, что срок поставки этой партии – до конца текущего года, и пока что недостатка в колесах и бандажах благодаря текущим поставкам «Укрзализныця» не испытывает.

Таким образом, можно предположить, что колеса и бандажи по тендерам на 2,4 млрд грн (которые сейчас еще не завершены и находятся на завершающей стадии), будут устанавливаться на вагоны преимущественно в 2021-2022 гг.

В «Укрзализныце» прокомментировали, что срок поставок по данному тендеру рассчитан на 2,5 года с возможностью пролонгации.

Что такое 54861 шт. колес и 20400 шт. бандажей? В одном вагоне, как известно, 8 колес. Это значит, что в случае строительства новых вагонов или капитального ремонта старых планируемых к закупке колес хватит на 6857 вагонов, а бандажей – на полный ремонт всех колес на 2550 вагонах. Т.е. речь идет о более чем 9 тыс. вагонов. Это в общем-то астрономическая по своему объему партия, если учесть реальные потребности железной дороги в ее нынешнем состоянии.

Сообразили колеса на троих

В объявленном «Укрзализныцей» тендере кроется масса противоречий. И главное из них – в несоответствии объема запланированных к закупке колес реальным потребностям железной дороги.

В составе АО «Українська залізниця» есть три предприятия, способных производить и ремонтировать вагоны – это Дарницкий (г. Киев), Панютинский (Лозовской район, Харьковская обл.) и Стрыйский (Стрый, Львовская обл.) вагоноремонтные заводы.

Как следует из приведенных выше расчетов, говорить о наличии реальной потребности в закупке почти 55 тыс. колес и более 20 тыс. бандажей можно лишь в случае, если «Укрзализныця» планирует производить по 3-4 тыс. новых вагонов в год и восстановит объемы ремонта.

В нынешних реалиях этот сценарий представляется несбыточно оптимистичным. Так, по словам заместителя директора Панютинского завода Александра Гуляева, в 2018 году его предприятие произвело около 1,5 тыс. грузовых вагонов. А вот на Дарницком и Стрыйском заводах объемы производства новых вагонов стремились к нулю.

Прошлый же год для всех перечисленных вагоноремонтных предприятий «Укрзализныци» выдался вообще неудачный. В декабре 2019-го мэр Лозовой Сергей Зеленский сообщил о том, что за весь прошлый год Панютинский завод получил лишь два заказа на общую сумму 657 млн грн. В рамках этих заказов были отремонтированы 454 вагонов и построены всего 7 вагонов, сообщает харьковское ИА «Статус Кво» со ссылкой на Сергея Зеленского. Это притом что в начале 2019-го в «Укрзализныце» заявляли о планах построить на Панютинском заводе за год до 1 тыс. вагонов. Цифры достаточно красноречивые и говорят сами за себя.

Чтобы немного «подсластить пилюлю», «Укрзализныця» несколько дней назад организовала пресс-брифинг своего и.о. предправления Ивана Юрика на Панютинском вагоностроительном заводе. Во время этого мероприятия топ-менеджер заявил, что УЗ не планирует наращивать строительство вагонов, а сконцентрируется на их ремонтах.

Иван Юрик уточнил: в настоящее время на рынке грузовых вагонов наблюдается профицит подвижного состава, в том числе за счет увеличения частного парка.

В итоге, стараясь обосновать закупку той самой партии колес на 1,9 млрд грн, и.о. предправления УЗ лишь косвенно подтвердил, что целесообразности в ней вообще нет.

Впрочем он сообщил, что в планах «Укрзализныци» – предложить концепцию развития и специализации вагоноремонтных заводов. А также заверил, что частично простаивающие вагоноремонтные заводы никто закрывать не собирается. Флагманом «Укрзализныци» должен стать Панютинский вагоноремонтный завод.

«Панютинский завод станет базовым для ремонта и строительства вагонов. Предприятие будет получать заказы не только от «Укрзализныци», но и от частных собственников подвижного состава», – отметил Иван Юрик.

Кроме того, по мнению Ивана Юрика, Кабинет министров должен усилить требования к возрастным показателям и техническому состоянию вагонов, которые используются на железной дороге Украины.

«Этот вопрос прорабатывается с Мининфраструктуры. Сейчас частные компании используют грузовые вагоны, которые находятся в очень плохом техническом состоянии, – заявил и.о. предправления «Укрзализныци». – Мы должны запретить эксплуатацию таких вагонов, ведь это безопасность движения». По его словам, таким образом удастся увеличить спрос на изготовление новых вагонов и ремонты.

Тут важно отметить, что все заверения Ивана Юрика преисполнены показного канцелярского оптимизма, при этом смущает наличие в них различного рода допущений, использования сослагательного наклонения, надежд, планов, обещаний не закрывать заводы и отсылок к Кабмину. Кстати, именно последняя инстанция, по логике и.о. предправления УЗ, должна принять некие нормативные документы, которые позволят в принудительном порядке заставить всех владельцев вагонов ремонтировать свое хозяйство на заводах «Укрзализныци».

На фоне отсутствия какой-то внятной стратегии развития «Укрзализныци» все вышеперечисленные тезисы Ивана Юрика скорее напоминают попытку обосновать закупку очень крупной партии колес и бандажей при отсутствии на то реальной необходимости.

Дорогой товарищ «Интерпайп»

На рынке все чаще звучит мнение о том, что нынешние тендеры «Укрзализныци» на закупку колес и бандажей – не что иное как попытка руководства Мининфраструктуры выручить «Интерпайп» как раз в тот момент, когда Россия объявила о введении пошлин в размере 34% на украинские железнодорожные колеса, производимые компанией Виктора Пинчука. И в этом есть своя логика.

Джерело: UBR

Поширити: