СПбМТСБ запускает расчетные фьючерсы на нефтепродукты

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) в октябре введет в обращение новые инструменты срочного рынка. Компания предлагает участникам расчетные фьючерсные контракты на различные виды топлива. Будет также расширена и линейка поставочных контрактов.

СПбМТСБ через три недели планирует запустить расчетные фьючерсы на летнее дизельное топливо, бензин АИ-92, мазут и авиатопливо, рассказали РБК daily в компании. Объем контракта — 1 т, а срок исполнения — последний рабочий день месяца (предварительно — ноябрь, февраль). Цена будет рассчитываться как среднее арифметическое значение индекса на эти виды топлива за последние пять дней до исполнения.

В октябре питерская биржа также продолжит новые серии поставочных фьючерсов на дизельное топливо летнее. Кроме того, планируется ввести поставочные фьючерсы на авиатопливо и АИ-92, а к концу этого года АИ-95 и дизтопливо по поставочным контрактам через заправочные карты смогут приобрести и розничные потребители.

За основу расчетных фьючерсных контрактов будут взяты индексы биржевого рынка нефте­продуктов СПбМТСБ, рассчитанные на спотовом рынке, говорит вице-президент компании Михаил Темниченко. Компания сейчас ведет переговоры с потенциальными маркетмейкерами, которые на основании договора с биржей будут гарантировать постоянное наличие заявок на покупку и продажу по фьючерсу. «На расчетном контракте могут сойтись интересы большого количество групп участников: банков, инвесторов, нефтяных компаний, спекулянтов. Этот может дать толчок к росту ликвидности на рынке», — говорит г-н Тимченко.

На российском рынке работает несколько биржевых площадок. Весной 2008 года торговать неф­тепродуктами начала СПбМТСБ, и сейчас она является самой крупной. Срочные финансовые инструменты она начала развивать осенью 2010 года. В настоящее время на СПбМТСБ обращаются поставочные фьючерсные контракты на дизельное топливо летнее (ДТЛ) с отгрузкой с Московского и Ярославского НПЗ, Рязанской НПК, Самарской группы НПЗ и НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Всего с начала торгов с 2010 года суммарный оборот срочного рынка составил 14,3 млрд руб., заключено почти 8 тыс. сделок.

ТНК-ВР является активным игроком российского биржевого рынка и поддерживает инициативу биржи по развитию и стимулированию срочных инструментов, рассказали РБК daily в компании. Компания изучает потенциал новых деривативов, но на сегодняшний день пока не приняла окончательного решения по участию в данных торгах, отметил представитель ТНК-ВР. Если фьючерсные инструменты будут реальными индикаторами цен на рынке, то компании будут его использовать, считают в ЛУКОЙЛе. Новые инструменты будут интересны в первую очередь участникам финансового рынка, и этот шаг позволит СПбМТСБ активно привлекать их к участию в торгах, сказали в «Газпром нефти».

«Несомненно, биржа обеспечит старт этих проектов силами маркетмейкеров. Но все остальное будет зависеть от того, насколько будет востребован этот продукт игроками рынка и спекулянтами», — отмечает директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.

Срочный рынок крайне мал по сравнению с биржевым товарным рынком, а интерес к товарным фьючерсам проявляют лишь сами биржи и узкий круг компаний-маркетмейкеров, отмечает генеральный директор «Солид — товарные рынки» Илья Мороз. По его мнению, для того чтобы новые контракты были востребованы участниками рынка, необходимо создать надежный фундамент — ликвидный спот-рынок, функционирующий на основе понятных и прозрачных правил и неискаженный адресными и договорными сделками. На основе рыночных сделок можно будет рассчитывать широкий спектр ценовых индексов, необходимых для запуска фьючерсных контрактов.

В России было несколько проектов по созданию товарных деривативов. В 2007 году фондовая биржа РТС запустила торговлю фьючерсами на дизельное топливо с реальной поставкой. Проект этот не удался. В апреле 2010 года РТС и биржа «Санкт-Петербург» начали торговать расчетными фьючерсами на дизельное топливо с ценой исполнения по индексу «Кортес-Газойль». Но в настоящее время оборот торгов этим фьючерсом минимален: в сентябре 2012 года объем торгов сентябрьским фьючерсом на индекс «Кортес-Газойль» составил около 400 тыс. руб., что эквивалентно 12—14 т дизельного топлива, отмечает г-н Мороз. «Для нормального функционирования и развития срочного рынка необходим ликвидный спот», — говорит он.

РБК Daily

Поширити: