Олег Ткаченко: «Законодательство должно быть целостным» (StockWorld)

tkachenko_ubГлава УБ – о тонкостях т.н. законопроекта о деривативах и последствиях его принятия в нынешней редакции.
Вот-вот депутаты вновь вернутся к рассмотрению во втором чтении законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о регулированных рынках и деривативах)». О том, почему профессиональные участники фондового рынка Украины выступили с критикой данного документа в части листинга ценных бумаг на отечественных биржах, почему данный законопроект нельзя принимать в редакции, предложенной Комитетом Верховной Рады Украины по финансам и банковской деятельности ко второму чтению, Stockworld.com.ua рассказал председатель правления «Украинской биржи» (УБ) Олег Ткаченко.
Stockworld.com.ua: Олег, Вы стали одним из критиков законопроекта о деривативах, предложенного ко второму чтению. Какие нормы необходимо предложить при доработке этого документа, чтобы он содействовал развитию фондового рынка, и в частности, вопросу листинга ценных бумаг на биржах?
Олег Ткаченко: «Украинская биржа» принимала активное участие в рабочей группе по подготовке законопроекта ко второму чтению. Профессиональные участники фондового рынка поддержали в целом разработанный народными депутатами законопроект. В то же время, мы высказали ряд замечаний и предложений по изменениям, которые частично были внесены при доработке документа. Подчас достичь компромисса было очень сложно, но по большинству вопросов это удавалось. «Украинская биржа» очень заинтересована в том, чтобы подобный закон появился и начал действовать, потому что нормы, которые заложены проектом, направлены на развитие рынка деривативов в целом и его биржевого сегмента. Мы выступали и выступаем не против закона, а просим исправить ошибки, которые, в основном, были допущены при доработке законопроекта ко второму чтению. В самый последний момент были внесены изменения, которые, с моей точки зрения, являются несистемными, и ломают стройность всего документа, во многом нивелируют его, создают ряд проблем. Одна из них – так называемая «проблема листинга».
SW: В чем же суть этой проблемы в законопроекте о деривативах?
ОТ: Что такое листинг? Для подавляющего большинства юрисдикций в мире – это допуск ценных бумаг к торговле на фондовой бирже. Только в нашей стране это не так. У нас листинг – это часть ценных бумаг, допущенных к торговле на фондовой бирже, которые соответствуют более строгим требованиям, чем остальные. К примеру, только в эти бумаги могут инвестировать пенсионные фонды. Листинговые и не листинговые ценные бумаги торгуются на одном рынке, по одним и тем же технологиям.
Во время подготовки законопроекта ко второму чтению НКЦБФР предложила реализовать новую модель построения организованного рынка в Украине. Ее суть заключается в создании так называемого регулируемого рынка – организованного рынка ценных бумаг, отвечающих самым высоким требованиям. Фондовые биржи как понятие исчезают из нашего законодательства, вместо них будут существовать «операторы регулируемого рынка», на которых смогут торговаться исключительно бумаги, допущенные к торговле на регулируемом рынке (в нынешних реалиях – листинговые). Остальные ценные бумаги смогут торговаться в «многосторонних торговых системах» – на организованном нерегулируемом рынке. Планируется, что операторы регулируемого рынка смогут получить лицензию многосторонних торговых систем и организовывать торговлю ценными бумагами, не прошедшими допуск на регулируемый рынок. Это попытка реализации практик других стран, где отдельно торгуются «премиум» (так называемый основной рынок) и «не премиум» бумаги (так называемый альтернативный рынок). Например, на Лондонской фондовой бирже – это AIM, на Варшавской фондовой бирже – NewConnect.
А теперь мы подошли к самому главному. На заседании рабочей группы в Комитете Верховной Рады было принято решение, что внедрение «многосторонних торговых систем» не было предметом этого законопроекта, принятого в первом чтении, и реализовывать такую концепцию необходимо отдельно, системно другим законопроектом. Фактически законопроект только переименовывал биржи в операторов регулируемого рынка. Но в последний момент, перед вынесением законопроекта на рассмотрение Комитета ко второму чтению, в него были внесены правки, которыми слова «листинг» и «делистинг» заменили на допуск и не допуск ценных бумаг на регулируемый рынок.
SW: Это, на первый взгляд, как бы техническая правка. Что страшного в переименовании?
ОТ: Такая правка фактически лишает возможности торговать на организованном рынке ценными бумагами, которые не допущены на регулируемый рынок. В нынешних реалиях на бирже смогут торговаться только листинговые ценные бумаги. Частичная реализация новой концепции приведет к тому, что подавляющее большинство украинских ценных бумаг не будут иметь возможности торговаться на организованном рынке. Это существенно ухудшит нашу инвестиционную привлекательность, ведь фактически законодатель лишает права десятки, а, может, и тысячи существующих и потенциальных инвесторов продавать и покупать ценные бумаги на организованном рынке. Я уверен, что это ошибка, а не чья-то цель. Концепция существования параллельно регулируемого рынка и многосторонних торговых систем должна быть либо полностью реализована, либо не реализована совсем. Частичная реализация ломает систему, ограничивает возможности инвесторов и не приносит ничего хорошего. Это не реформа.
Я не буду сейчас рассуждать, созрел ли украинский фондовый рынок на разделение на основной и альтернативный, нужно ли ликвидировать понятие «фондовая биржа»; это тема отдельного разговора. Но я уверен в одном: законодательство должно быть целостным, вносимые изменения должны быть системными.
SW: То есть во втором чтении законопроекта о деривативах надо убрать такие ошибочные фрагментарные вещи?
ОТ: Да, здесь компромисс нельзя найти. Уверен, что если бы можно было достучаться к тем, кто принимает закон, и они бы услышали, то эту ошибку исправили бы. Но она появилась тогда, когда рабочие группы уже закончили подготовку ко второму чтению, и публично не обсуждалась.
SW: На сегодняшний день в Законе «Об акционерных обществах» уже существуют противоречия в вопросах листинга. Снимает ли эти вопросы законопроект о деривативах?
ОТ: Вы правы, в действующем Законе «Об акционерных обществах» в ст. 24 есть несоответствие двух абзацев друг другу. В одном сказано, что акции публичных акционерных обществ должны находиться в листинге хотя бы на одной бирже. В другом – что акции публичного акционерного общества могут торговаться только на одной бирже. Уже здесь есть несоответствие. При подготовке к принятию этого законопроекта его попытались убрать, выбросив один абзац. Но опять же, нет концептуального видения, что произойдет в таком случае. Эта норма Закона вступает в силу с 1 января 2018 года. И если посмотреть на нее в том тексте, который подготовлен к голосованию, то есть обязательства всех ПАО быть на регулируемом рынке. То есть, быть в листинге. Но тогда у меня вопрос: в какой стране есть требование, чтобы все бумаги были обязательно на основной площадке биржи? А как же тогда разделение на основной и альтернативный рынок? В Лондоне не все бумаги торгуются на основной площадке. Это требование делает невозможным создание альтернативного рынка, который сама же НКЦБФР собирается создать. Норму о требовании быть обязательно в листинге (а в законе о деривативах – быть на регулируемом рынке) тоже надо исправлять. Это тоже не соответствует Концепции, которую регулятор хочет реализовать и которая заставляет многие публичные акционерные общества задумываться, оставаться ли им таковыми. Смогут ли они соответствовать с 2018 года требованиям к бумагам, допущенным на регулируемый рынок? Это очень большая проблема, на которую пока не обращают внимания, и когда будут приняты изменения в закон, опять скажут: куда же вы все смотрели? Возможно, наша беседа поможет исправить эту ошибку и сделать этот законопроект полезным для всего нашего рынка.
SW: Есть ли шанс, что для спасения украинского рынка акций суровые требования к листингу до 1 января 2018 года таки пересмотрят?

ОТ: Если бы понимать, к чему мы движемся, я бы смог дать вам ответ. Если у нас к 2018 году будет один премиум-рынок без альтернативной части, то чтобы его спасти, эти требования надо будет существенно уменьшать. Либо надо будет разделить рынок на премиум-сегмент и альтернативный и дать возможность компаниям, которые к 2018 году в силу разных обстоятельств не смогут соответствовать высоким требованиям регулируемого рынка, оставаться пока на альтернативном. Дать возможность им вырасти до премиум-уровня, либо понять со временем, что они не будут привлекать деньги на публичном рынке, и что оставаться ПАО сложно и дорого из-за требований по отчетности, раскрытию информации, которые только будут ужесточаться. И такие компании смогут принять решение о преобразовании из ПАО в ЧАО или ООО. Но до этого обязательно необходимо существенно упростить такую процедуру, при этом максимально защитив права акционеров.

Подробней: #StockWorld

Поширити: