Европейская Система госзакупок. Что надо делать, чтобы Украина стала ее частью?

untitledПочему это важно

 Эффективность расходования государственных средств напрямую влияет на уровень жизни граждан, качество инфраструктуры, дорог, транспорта, образования и медицинского обслуживания. Вопреки устоявшемуся мнению, что воровство в этой сфере неискоренимо (особенно в постсоветском пространстве), пример стран Балтии и Грузии говорит об обратном. Используя международные стандарты в системах подготовки, проведения, и мониторинга тендеров, в совокупности с внедрением цифрового документооборота. Результатом станет 15-20% повышение эффективности расходования средств. В терминах бюджетной экономии с проекцией на Украину – это от 80-130 мрд. грн.\год.

 Европейский Опыт

 Страны европейского союза неоднородны как по уровню доходов на душу населения, так и по эффективности систем распоряжения государственными средствами. Каждая из стран ЕС имеет свою собственную систему расходования и контроля бюджетных и муниципальных средств, используются как централизованные, так и децентрализованные модели. Опыт крайне обширный и поучительный. Несмотря на местную специфику, все входящие в ЕС страны должны следовать выполнению общих директив, которые формируют общий вектор и конкретные план развития и интеграции, а так же предоставляют каналы финансирования межгосударственных стандартов и систем, в т.ч. потенциально – и Украине, даже на данном этапе интеграции.

 Цель Директив ЕС

 Одной из основных целей ЕС директив есть создание общеевропейского рынка товаров и услуг. Закупки государственного сектора, составляющие 17% ВВП ЕС, есть крупнейшей его составляющей рынка. 2004 Директива (и далее 2014) по госзакупкам в Европе четко формализовала задачу: увеличить взаимодоступность и совместимость (interoperability) закрытых национальных рынков муниципальных и госконтрактов для малого и среднего бизнеса (SMEs). Это приводит к повышению конкуренции, размыванию монополий, и, как следствие, повышению эффективности расходования средств национальных бюджетов. Однако одной директивы и ряда национальных законов, облегчающих доступ для реализации такой задачи, было явно недостаточно. Так актуализовалась потребность создания концепции развития Цифровой Европы (Digital Agenda 2020). Очевидным есть тот факт, что для предоставления взаимного доступа к рынку госзакупок нужно обеспечить:

1. Наличие и вседоступность высокоскоростных цифровых линий связи (интернета).
2. Равный и простой доступ к информации о госзаказах.
3. Общеевропейский механизм авторизации электронного документооборота.
4. Универсальность и легальность в электронном документообороте.
5. Недискриминационный характер квалификационных требований всех участников.
6. Унифицированные механизмы обмена контрактами и их управлением.
7. Действенные механизмы решения межнациональных споров.

Способность определить самого выгодного поставщика товара или услуги не эффективна без системы проведения платежей и регулирования легальных вопросов выполнения обязательств обоими сторонами. Таким образом, вопрос введения общего стандарта электронной, финансовой и другой отчетности стал не менее актуальным. Общеевропейский стандарт электронного документооборота, а именно отправление, обработка, и архивация электронных счетов-фактур, инвойсов, актов выполненных работ, стандартизированных электронных каталогов принимаемых контрагентами во всех странах ЕС с использованием одного формата. Все эти вопросы влияли на продуктивность и себестоимость и есть сложными для решения на междунациональном уровне между 28 странами- членами ЕС. Так для решения этих вопросов и был создан консорциум из 14 стран – PEPPOL (Pan European Public Procurement OnLine).

 PEPPOL

 Pan European Public Procurement OnLine (PEPPOL) – это проект общеевропейского обмена электронными инвойсами и другими электронными документами, сопутствующих заключению и выполнению контрактов, продажи товаров и услуг. Основной задачей PEPPOL стало объединение национальных стандартов электронного документооборота, контрактов, первичной бухгалтерской и финансовой документации и их юридическая, техническая, операционная в секторе B2G (бизнес – государство), а в дальнейшем – и B2B (бизнес-бизнес) совместимость (interoperability). Задача в масштабах 14 стан-участников – колоссальная. Проект был рассчитан на 46 месяцев: с 2008 по 2012 г. Успешная реализация PEPPOL и распространение системы за пределы ЕС в сжатые сроки показало выгоду данного решения как для гос. органов, так и для бизнеса, а так же системных ICT интеграторов(EDI, ERPкомпаний). Использование PEPPOLCEN/BII стало обязательным в Дании, Норвегии, Швеции, де факто, последующее внедрение как общеевропейского стандарта – вытекает из их директив (Directive 2014/55/EU).

 В 2005 году ЕС начал делать первые практические шаги по внедрению общеевропейской системы доступа к электронным гос. торгам и более широкой задачи – перевода всей первичной отчетности в электронный формат. Украина, к сожалению, за это время значительно отстала от мировых трендов. Так, стандарт электронной подписи (ЕЦП) ДСТУ 4145 не может быть использован за пределами Украины , а его сфера практического применения ограничивается сдачей фискальной отчетности и работой нотариусов с реестрами. В условиях жестких, архаичных требований по сохранению бумажного первичного документооборота для фискальных органов и судов украинский бизнес (за редким исключением) не видит целесообразности инвестирования в организацию бизнес процессов в безбумажной форме (EDI) и, зачастую, даже не знает про выгоды, которые это приносит. Сегмент Electronic Data Interchange фактически отсутствует в Украине. Так, чуть ли не единственным значительным EDI проектом, реализованным еще в 2008 г., является IDE METRO Cash & Carry. Украинское Правительство может стать следующим крупным проектом, тем самым стимулируя переход B2G B2B на электронный документооборот. Тем более, что реформу в этом направлении уже озвучили как в КМУ, так и в АПУ (проект «електронний уряд»).

 Разрыв Украина-ЕС

 Торговые отношение со странами ЕС предполагают не только следование стандартам качества продукции, но и соответствие по стандартам электронного документооборота. Уже в скором будущем отправка счет-фактур по факсу, как и подпись бумажных договоров поставки, станет серьёзным препятствием. Украинские компании, по факту, не готовы участвовать в электронном документообороте как по части несовместимости ЕЦПДСТУ 4145, малого использования в бизнес практиках стандартов ЕЦП DSA RSA, так и в силу отсутствия операционных систем EDI, специалистов по их эксплуатации и внедрению.

 Как Украине сократить разрыв и стать частью общеевропейского рынка?

 Вопрос сложный, тем более что отвечать на него необходимо быстро и эффективно. Не хочется начинать с высокопарных фраз о необходимости Гос. Программы, поскольку так в Украине все начинается и заканчивается. Однако, практически перевод конкретных органов госаппарата на электронный документооборот, а именно КМУ, АП, ВР, местных муниципалитетов и госкомпаний создаст сильный прецедент для частного крупного, среднего и даже малого бизнеса. Хочешь что-то поменять? – Начни с себя.

 Далее после старта юридически обязывающей электронной формы документооборота внутри страны, использование уже разработанных протоколов и концепций ЕС с некоторой долей адаптации для Украины может предложить проверенный путь интеграции и внедрения совместимости систем, подходов и стандартов, что, в свою очередь, рождает продуктивное и эффективное сотрудничество без границ.

 ГО “Прозорі закупівлі” 

 

 

Поширити: