Мировой опыт проведения государственных закупок в электронной форме

Электронные торговые площадки (ЭТП) уже получили широкое распространение в мировой практике. В различных государствах создание электронных систем закупок является частью процесса организации эффективной рыночной экономики и интеграции в международное торговое сообщество.

Олег Падалка   Олег Падалка, Директор ВГО “Асоціація “Біржові та електронні майданчикиhttps://aeaep.com.ua/

             Электронные торговые площадки являются наиболее приоритетными в рамках развития новой экономики, использующей современные средства коммуникации. Построение взаимоотношений между агентами института государственных закупок посредством электронных торговых площадок имеет ряд преимуществ:

  • Для государства такими преимуществами будут: борьба с коррупцией; увеличение числа поставщиков; интеграция и взаимодействие между органами власти; профессиональный мониторинг закупок; снижение затрат и бюджетных расходов; сокращение персонала.
  • Для поставщиков: увеличение справедливости и конкуренции; улучшение доступа к государственным заказам; открытость государственных заказов для новых поставщиков; стимулирование участия субъектов малого предпринимательства;  увеличение денежного потока; снижение затрат на сделки; подотчетность государственных распорядителей бюджетных средств.
  • Для потребителей общественных благ, налогоплательщиков:  доступ к информации о размещении заказов; возможность наблюдать за деятельностью государственных органов власти и информацией о расходах; подотчетность государственного аппарата.

В Европейском Союзе Директива 2004/17/ЕК регламентирует порядок осуществления государственных закупок в форме электронного аукциона. Государственные организации стран ЕС, которые уже внедрили электронные закупки, экономят от 5% до 20% расходов на закупки (по данным Eurostat). В настоящее время готовятся значительные изменения в законодательство о государственных закупках. К середине 2016 года все страны ЕС перейдут на обязательное осуществление госзакупок в электронной форме. Общий объем закупок рынка ЕС составляет приблизительно 2 трлн евро, 5%  — это  1 млрд. евро экономии в год. Внедрение электронных закупок в ЕС широко поддерживается Международным валютным фондом, Европейским центральным банком и Европейской комиссией, так как госзакупки в электронной форме существенно сокращают расходы для предприятий в государственном секторе, а также  способствуют повышению прозрачности и эффективности процессов. Электронная форма госзакупок позволит госпредприятиям более эффективно анализировать затраты и планировать потребности.

 В Грузии с 2010 года осуществление закупок государственными организациями проходит в электронной форме (в обязательном порядке). За два года с момента внедрения в 2010 году электронных торгов грузинское государство сэкономило $ 200 млн.

В Южной Корее система KONEPS используется для осуществления государственных закупок в электронной форме более 10 лет и показала себя как эффективный инструмент для обеспечения прозрачного и рационального расходования государственных средств. В 2003 г. эта система была удостоена первой премии ООН в области государственных услуг (United Nations Public Service Award), в 2004 г. – признана ООН лучшей практической моделью для электронных закупок в мире. Системой KONEPS пользуется около 40 000 государственных учреждений, около 200 000 компаний-поставщиков взаимодействуют с системой KONEPS (ежедневно более 200 000 пользователей обрабатывают в KONEPS около 180 000 электронных документов). С 2005 по 2010 год сумма контрактов, зарегистрированных посредством KONEPS, выросла с 43 до 75 миллиардов долларов США.

 В странах таможенного союза также активно развиваются государственные закупки в электронной форме.

В России закон N 94-ФЗ  от 21 июля 2005 г. регламентирует проведение процедуры открытого электронного аукциона.  Для проведения данной процедуры были отобраны 5 электронных площадок. Применение электронного аукциона позволяет значительно увеличить экономию бюджетных средств.

В 2012 году на электронной торговой площадке ЗАО “Сбербанк – АСТ” по Пермскому краю прошло 14 398 аукционов на общую сумму заключенных контрактов 24 млрд. руб., при этом вырученная экономия составила около 10% или 2,4 млрд руб.

1.01.2014 года вступит в силу ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013, который заменит действующий закон. Законом 44-ФЗ предусмотрено, что открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона.

 В Казахстане освоение электронного формата проведения закупок  началось  в 2009 г. С 1 января 2010 г. все госзакупки Казахстана, осуществляемые  способом запроса ценовых предложений, проходят исключительно в электронном формате. С 2011 года госзакупки по процедуре конкурса осуществляются только в электронном виде. С 1 июля 2012 г. был введен новый способ осуществления госзакупок – электронный аукцион. Благодаря системе электронных государственных закупок с января по май 2013 года государство сэкономило 79 млн долл. Общая экономия бюджетных средств за период с 2010 по 2013 годы составила более 1161млн долл

            В Белоруссии в 2012 году был принят закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Закон закрепил обязательность применения субъектами хозяйствования с 1 января 2013 года процедуры электронного аукциона для осуществления государственных закупок по широкому перечню товаров, а также работ и услуг. Одним из операторов, предоставляющих такую возможность, является ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Эффективность электронных аукционов подтверждают факты. Так, по состоянию на 1 сентября 2013 года на электронной торговой площадке биржи аккредитовано более 9 тысяч субъектов хозяйствования, в том числе свыше 1200 организаций Брестской области. Как сообщил директор Брестского филиала биржи Василий Феоктистов, в текущем году заказчиками Брестской области успешно проведено 194 электронных аукциона. Общая сумма заключенных договоров составила 205 млрд руб., при этом заказчики сэкономили 18 млрд руб. Средний процент снижения начальной цены электронного аукциона составил 8,1 %. Один из самых крупных аукционов в Брестской области был проведен УЗ «Брестская областная больница». Начальная цена электронного аукциона по приобретению медицинских расходных материалов составила 9,5 млрд руб. По результатам проведения указанного аукциона заказчиком было сэкономлено 1,3 млрд рублей из бюджета. Максимальная сумма сэкономленных средств была зафиксирована при проведении РУП «Брестэнерго» электронного аукциона по выбору подрядчика для строительства сетей 0,4-10 кВ. При начальной цене 6,2 млрд руб. сумма сэкономленных средств составила 1,7 млрд руб., или 27,4 % от начальной цены аукциона.

             В 2014 году в странах Таможенного союза должна заработать единая система электронных аукционов. Внедрение единой системы электронных аукционов  позволит компаниям Таможенного союза, не выезжая за пределы своей страны, участвовать в государственных закупках стран ЕЭП.

 Украина

  В Украине законодательством предусмотрена возможность осуществления госзакупок с помощью электронных реверсивных аукционов. Но на практике эта система не работает.

С каждым годом объем средств, выделяемых на государственные закупки, значительно возрастает. Общий объем закупок за государственные средства в 2012 г. составил 202,398 млрд грн, что на 48,9% больше, чем в 2011 г. Данные средства расходуются неэффективно, непрозрачно и неоткрыто. Коррупция в использовании государственных средств достигает колоссальных масштабов.  В 2012 году размер «отката» в сфере государственных закупок составил до 60% (по данным Transparency International).

2012 года стал Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» относительно внедрения  процедуры электронного реверсивного аукциона»  4917-17 от 7.06.2012. Закон предусматривает проведение госзакупок на электронных площадках в интернете в режиме реального времени с использованием электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

 Цель внедрения современных информационных технологий в сферу государственных закупок – способствовать более эффективному и прозрачному использованию государственных средств, снизить уровень коррупции при осуществлении закупок, повысить конкуренцию в этой сфере, уменьшить длительность проведения процедуры, увеличить эффективность использования бюджета и существенно снизить затраты, направляемые на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Экспертами прогнозируется, что после введения процедуры электронного реверсивного аукциона, экономия в  сфере госзакупок составит около 20%.

 1 января 2013 в соответствии с нормами закона наступила обязательность применения процедуры электронного реверсивного аукциона. Но, нормативно – правовые акты, необходимые для полноценного функционирования закона, не были приняты и в настоящее время существуют только в виде проектов, разработанных уполномоченным органом – Министерством экономического развития и торговли. Таким образом, применение процедуры электронного реверсивного аукциона невозможно в Украине из-за неурегулированных вопросов на законодательном уровне.

Как сообщалось в сентябре 2013 года, Министерство экономического развития и торговли продолжает работу по разработке всех необходимых нормативно – правовых актов для обеспечения функционирования нового механизма осуществления государственных закупок, а именно – процедуры электронного реверсивного аукциона. На официальном сайте Министерства размещен доработанный с учетом замечаний центральных органов исполнительной власти, проект приказа «Об утверждении Регламента электронной площадки».

 

Поширити: