Ассоциация «Биржевые и электронные площадки» призывает «Укрзализныцю» закупать ДТ на биржевых торгах (Oilnews)

Ассоциация «Биржевые и электронные площадки» предлагает Кабинету Министров Украины начать пилотный проект закупки ПАО «Укрзализныця» и Госрезервом нефтепродуктов через биржевые торги.

По мнению Ассоциации, биржевые торги имеют ряд преимуществ перед закупкой на площадке ProZorro.

«Биржевая торговля предусматривает неограниченное количество шагов изменения цены, что позволяет получить наиболее выгодную стоимость. Кроме того, биржа обеспечивает контроль за выполнением договоров и четко регламентирует сроки и условия поставки», – говорит директор Ассоциации Олег Падалка.

В Ассоциации отмечают, что согласно директивам ЕС, классическая процедура государственных закупок нецелесообразна, когда предметом закупки является биржевой товар, такой как энергоресурсы, поскольку многостороння торговая структура биржи по умолчанию гарантирует рыночные цены и высокую конкуренцию.

К примеру, «Украинская энергетическая биржа», которая является членом Ассоциации, может проводить разные виды торгов: спотовые, форвардные или ТЕРМ-контрактами с привязкой к мировым котировкам или другим прозрачным репрезентативным индексам. Именно через эту биржу государственная «Укргаздобыча» продает все свои нефтепродукты и планирует закупать нефтяное сырье.

Эксперты и участники рынка неоднократно заявляли о неэффективных закупках нефтепродуктов «Укрзализныцей». По оценке директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, в 2017 году перевозчик переплатил на 190 тыс. т ДТ около 163 млн грн. По мнению эксперта, это результат непрозрачной и коррумпированной системы закупок.

Справка OilNews

«Укрзализныця» является крупнейшим потребителем ДТ в Украине. Годовая потребность составляет до 300 тыс. т. В течение последних двух лет компания пытается изменить систему закупок горюче-смазочных материалов, а с апреля 2016 года перешла на закупки через систему ProZorro. Это позволило повысить прозрачность на этапе проведения тендеров, однако уже после подписания контрактов поставщики в сговоре с чиновниками УЗ используют возможности законодательства о госзакупках для повышения цен, в результате чего УЗ продолжает закупать топливо по ценам выше рыночных.

Источник: Oilnews